Приветствую Вас Гость | RSS Суббота, 17.08.2019, 21:14

Главная Страница 3 Регистрация Вход

НАША ВИЗИТКА



МЕНЮ САЙТА


ЭКСКУРСИЯ ПО ДОО


ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ






ТЕРРОРИЗМ - УГРОЗА ОБЩЕСТВУ


ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ

ФГОС


МРСДО


ЗАЩИТА ПРАВ ДЕТСТВА
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
ПОМОЩЬ

О республиканской службе
__________________

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ



ДЕТСКИЙ ФОНД


НАШ ОПРОС

Какие световозвращающие элементы на верхней одежде носит ваш ребенок?
Всего ответов: 17


СТАТИСТИКА

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
ФОРМА ВХОДА

 
ГЕОГРАФИЯ ГОСТЕЙ
 
О ПОГОДЕ В УСИНСКЕ

 
СЧИТАЕМ ДЕНЬКИ
Осталось...



Страница 3
 



педагог-эколог
КАЛАРАШ ЕВГЕНИЯ НИКОЛАЕВНА,
педагог высшей  квалификационной категории,
работает в детском саду с 1997 года.









ОПЫТ РАБОТЫ
 
Тема: "Исследовательская деятельность дошкольников
 в системе дополнительного образования"
 
                                                                           «Самое лучшее открытие – то,
                                                                        которое ребенок делает сам»
                                                                                          Ральф Уолдо Эмерсон
 
     Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность, как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.
     Универсальные умения и навыки исследовательского поведения необходимы в жизни каждому человеку. В современном мире оно должно стать неотъемлемой характеристикой личности, дающей представление о профессионализме человека в самых различных сферах его деятельности. Поэтому важнейшей задачей современного образования должна стать целенаправленная подготовка ребёнка с самого раннего возраста к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поведения.         

     Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок  проводил собственные опыты. Он должен делать все  сам, а не только быть в роли наблюдателя. Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.
       Я хочу поделиться опытом своей работы по организации исследовательской деятельности дошкольников в системе дополнительного образования. Необходимо отметить, что  с целью обеспечения вариативности образования воспитанников в соответствии с их потребностями, возможностями и способностями, в  нашем МДОУ «ДС ОВ №8» г. Усинска организовано дополнительное образование детей. По запросам родителей, а так же, выявляя интересы и склонности воспитанников, учета индивидуальных особенностей детей, что способствует повышению их интереса и проявлению творческой самостоятельности, педагоги ведут студийную и кружковую работу по различным направлениям деятельности.
      Так, в детском саду организована работа кружка детского экспериментирования «Росток» экологической направленности. Работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей через занимательные опыты и эксперименты.
       Детский сад работает по программе «Детство», внимательно изучив которую, я пришла к выводу: в качестве основного вида исследовательской деятельности авторы программы выделили экспериментальную. Хотя поисково-исследовательская деятельность ребёнка начинается с самого раннего детства.   
       Теоретической базой моей работы является исследования Н.Н. Поддьякова, который в качестве основного вида ориентированно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования. Она является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста.
       Мною разработана рабочая учебная программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) экологического курса. Программа рассчитана на один год обучения (64 занятия), периодичность работы кружка - 2 раза  в неделю с группой детей, состоящей из 8-10 человек. Продолжительность занятия 20-25 мин. Октябрь, апрель – диагностика. Рабочая учебная программа носит вариативный характер. В систему работы с детьми  включены  занимательные опыты и наблюдения из программы  Н.А. Рыжовой  «Наш дом – природа», из авторской программы «Ребенок в мире поиска», разработанной на основе анализ существующих программ и обобщения опыта работы ДОУ №140 АО «АвтоВАЗ» г. Тольятти, а также материал некоторых разделов методики А.И. Ивановой по организации экологических наблюдений, экспериментов в детском саду. При составлении программы учтены рекомендации С.Н. Николаевой,     Н.А. Рыжовой и А.И.  Ивановой.
      Данная программа направлена на решение следующих задач:
          •    Формирование у детей  дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
          •    Развитие собственного  познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
          •    Расширение перспектив  развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их  в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
          •    Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
     Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. В нашем учреждении оборудован кабинет экологии, в котором имеется мини-лаборатория, укомплектованная всем необходимым. Огромную помощь в оборудовании лаборатории оказали родители. Данная работа заинтересовала их, что позволило сблизить наши позиции в развитии детей.
 

 
     Материалы, находящиеся  в мини-лаборатории, распределены по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина», находятся в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве. В мини-лаборатории имеется необходимое оборудование для проведения опытов и исследовательской деятельности:
          - приборы-помощники: увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты;
          - разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;
          - природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;
          - бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;
          - технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;
          - разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
          - красители: пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
          - медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
          - прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.

 

 
     При оборудовании мини-лаборатории учитывались следующие требования:
          •    безопасность для жизни и здоровья детей;
          •    достаточность;
          •    доступность расположения.
     Опытно-экспериментальную работу строю по трем взаимосвязанным направлениям:
          - живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.);
          - неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.);
          - человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и др.).
      Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационные, действенно - мыслительные, преобразовательные).    При выборе темы соблюдаю следующие правила:
          1.    Тема должна быть интересная ребенку, должна увлекать его.
         2.    Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования (ребенок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки).
        3.    Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. (Оригинальность в данному случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления).
      В условиях детского сада я использую только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, они практически безопасны. В-четвёртых,  в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.). Элементарные эксперименты могут быть самыми различными: это опыты с объектами живой и неживой природы.
      Следует отметить, при проведении опытов с объектами живой природы придерживаемся главного правила: «Не навреди».
      При проведении опытов мы придерживаемся следующей структуры, которая включает:
          1.    постановка проблемы;
          2.    поиск путей решения проблемы;
          3.    проверка гипотез предложенных детьми;
          4.    обсуждение увиденных результатов;
          5.    формулировка выводов.
      Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность дошкольников, побуждает их к самостоятельным исследованиям. Я считаю, что основной функцией педагога является не трансляция информации, а рациональная организация исследовательской деятельности по её усвоению, решению выявленных проблем.    Дошкольники учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать выводы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
     Свои отношения с детьми строю на основе партнёрства. В любом возрасте роль педагога остаётся ведущей. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности. Стараюсь, вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно.
      Работая с детьми,  я выделила несколько основных правил, в основе которых заложены 2 главных чувства:
          •    Уважение к детям!
          •    Восхищение природой!

     Наша работа с детьми строиться с учётом закономерностей детского экспериментирования. В ходе проведения исследований с воздухом дети получают знания о свойствах воздуха, обнаруживают его в пространстве, внутри человека, в окружающих предметах; рассматривают вопрос необходимости воздуха для всего живого; узнают, что воздух занимает место, имеет силу; выясняют, как образуется ветер, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх.   На начальном этапе проблема ставится  мной, а дети предлагают различные возможные решения этой проблемы, выдвигали гипотезу. Затем проверяют эти возможные решения, исходя из данных гипотезы. Делают выводы в соответствии с результатами проверки: верна ли гипотеза?
     При знакомстве со свойствами песка дети рассматривают песок через лупу, наблюдают и описывают крупинки: они круглые, жёлтые, есть прозрачные, как будто стеклянные, все крупинки лежат отдельно друг от друга. Затем, устраивают «бурю в пустыне», дуют через трубочку в банку с песком. Дети приходят к  выводу, что крупинки песка не соединены друг с другом, поэтому песок рыхлый, рассыпчатый.
     Детям очень нравятся эксперименты, где они знакомятся с магнитом и его свойствами. Так, в ходе занятия «Этот удивительный магнит» дети определяют  материалы, взаимодействующие с магнитами, знакомятся со свойствами магнита - прохождение магнитных сил через различные материалы и вещества; выявляют такую особенность при взаимодействии двух магнитов как притяжение и отталкивание, способность металлических предметов намагничиваться.
      Наиболее интересными для детей стали такие опыты-эксперименты с водой как: «Если воду заморозить в бутылке», «Почему сосульки растут вниз головой? Как они растут?», «Какой лёд быстрее тает колотый или пластом?», «Почему грязный и цветной лёд тает быстрее?»,  «Не все вещества растворяются в воде». С детских лет мы формируем у детей уважение и интерес к научной, познавательной деятельности. Дети всегда с нетерпением ждут такие занятия, спрашивая: Когда мы опять будем, как "учёные"?
     Как уже было сказано, одно из направлений моей работы – человек, функционирование организма. При изучении человека, дети с интересом проводят опыты, рассматривают кожу в лупу, изучают пальцевые рисунки, проверяют кожную чувствительность, изучают остроту слуха, знакомятся со строением глаза, функцией его частей. В процессе такой работы ребята понимают основное назначение таких органов чувств, как глаз, ухо, нос, язык; важность гигиенических процедур для своего здоровья.

 

 
     Для того чтобы ребенок после проведения опытов в кружке дополнительного образования мог совместно с воспитателем или самостоятельно продолжить исследования изучаемой темы, в группе организованы уголки экспериментирования. Например, если в мини-лаборатории дети изучали полезные ископаемые, то в уголке экспериментирования были помещены коллекция полезных ископаемых, набор материала для исследований, доступных для детского экспериментирования (камни, различные виды глины, песка и пр.), лупы, емкости для проведения опытов, справочная литература.
 
           
 
     Опытно-исследовательскую деятельность с детьми организую не только в мини-лаборатории, но и на учебной экологической тропе детского сада. Так с ребятами проводим такие опыты как «Нужен ли растениям зимой снег?», «Где быстрее наступит весна?», «Где будут первые проталинки?», «Почему воздух становится грязным?» и др. Знакомя детей со свойствами снега, обращаю внимание детей на связь между температурой воздуха и состоянием снега, на его защитные свойства. Важно отметить, что в экспериментально-исследовательской деятельности мы обучаем детей умению применять условные мерки, что позволяет им быстрее научиться выделять, а затем и сравнивать качественные особенности наблюдаемых явлений, веществ.
 
               
 
      Так, на тропе с ребятами измеряем снегомером глубину снежного покрова около забора, кустов и на открытом месте;  просматриваем высоту сугробов, определяем слои снега. Дети приходят к выводу, что около заборов, деревьев, кустов и на открытой местности снег разносится ветром, сугроб многослойный, чётко просматриваются слои. Рыхлый снег лучше сохраняет тепло, потому что там много воздуха, следовательно растениям под таким снегом теплее.
 

 
     С ребятами проводим простейший мониторинг, например, по определению уровня загрязнения воздуха на участке и в помещении ДОУ. Результаты заносим в дневник наблюдений с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования. Дневник наблюдений используем для регистрации одиночных явлений, а также динамики изменений какого-либо объекта. Дети регистрируют результаты экспериментов, проводимых с растениями, животными и объектами неживой природы.
      Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Поэтому мы работаем в тесном сотрудничестве с родителями моих воспитанников. Работа с родителями проходит в разных формах. В традиционных «Днях открытых дверей» даю возможность родителям «погружения» в жизнь нашего дошкольного учреждения, непосредственного участия в играх, занятиях, исследовательской деятельности.
      Длительное наблюдение ребёнка в новой обстановке, позволяет родителям иначе взглянуть на него и на воспитание в домашних условиях. Также для родителей проводятся консультации об исследовательской деятельности, были разработаны советы родителям «Как помочь маленькому исследователю». На информационном стенде «В мире экологии» помещается «Страничка юного исследователя» с подробным описанием элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести с ребёнком в домашних условиях.
      После занятий в кружке дополнительного образования «Росток», дети  с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их. Многие из них занялись поиском интересных материалов для осуществления опытов. Экспериментирование в домашних условиях совместно с ребёнком стало увлекательным занятием для всей семьи. Наблюдениями и успехами они с удовольствием делятся с другими.
      Анкетирование - одна из форм работы с родителями. По результатам анкетирования, которое было проведено среди родителей на тему «Организация экспериментальной деятельности в ДОУ» видно, что родители заинтересованы в развитии познавательного интереса детей, они способствуют постоянному совершенствованию их умений и навыков. Родители незамедлительно отвечают на вопросы детей, либо предлагают ребенку подумать и постараться самому найти ответ, развивая самостоятельность. Также родители отметили, что необходимо использовать экспериментальную, исследовательскую деятельность в детском саду и пожелали продолжить работу в кружке детского экспериментирования «Росток» и в группах ДОУ.
     Необходимым условием успешного решения задач подготовки детей к системному обучению является установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и школой. Наш детский сад тесно сотрудничает со СОШ № 2 г. Усинска, что обеспечивает непрерывность в экологическом образовании детей. Важно отметить, что наше ДОУ является опорным дошкольным образовательным учреждением в городе по проблеме «Экологическое образование дошкольников». Средняя общеобразовательная школа № 2 является республиканской опорной площадкой по экологическому образованию школьников. В своей работе мы стараемся укреплять преемственные связи «детский сад – начальная школа». Налаживание контактов преемственной работы проходит в разных формах. Примером удачного взаимодействия двух звеньев может стать участие дошкольников и младших школьников в экологических викторинах, КВН ах, праздниках, которые проходят в детском саду в рамках экологических акций  и проектов.
 
           
 
      Работа по исследовательской деятельности, начатая в детском саду продолжается в школе. Дети продолжают заниматься в кружках и студиях дополнительного образования экологической направленности. На совместных семинарах и педагогических советах с приглашением обеих сторон: воспитателей и педагогов школы обсуждаются достижения детей, а так же ключевые проблемы преемственности в развитии исследовательской активности детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте в контексте идеи непрерывного образования. Отслеживаем динамику развития творческих способностей в исследовательской деятельности наших воспитанников.
     Сделать выводы о том, получены ли положительные результаты в нашей работе, мне помогла диагностика. Результаты диагностики на начало 2010 – 2011 учебный год показали, что 50% детей имеют (условно) низкий интерес к поисково-исследовательской деятельности. К концу обучения мы получили более высокий (условный) результат. Только 10% детей имеют (условно) низкий интерес. У детей возросли познавательная активность, интерес к миру. Они стали увереннее в себе, стремятся получить результат при достижении поставленной цели. У дошкольников сложились предпосылки для дальнейшего обучения.
           Во избежание ошибок последователям моего опыта советую:
          •    Изучить научно-методическую литературу по данной теме.
          •    Исследовать сферу интересов в экспериментальной деятельности детей.
         •    Приступить к работе только после создания условий развития познавательной активности детей, учитывая их возрастные особенности.
        •    Для достижения наивысших результатов напоминаю о тесном контакте с родителями воспитанников, помощь которых в оформлении развивающей среды, подборе материалов для уголков экспериментирования и познавательной деятельности трудно переоценить.
          •    Налаживание контактов преемственной работы «детский сад – начальная школа» в данном направлении.
     И в заключение мне хочется привести слова академика Климента Аркадьевича Тимирязева: «Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».

 
Отзыв по опыту работы педагога-эколога
Калараш Евгении Николаевны
просим оставить в гостевой книге.
 
    



 
ПОИСК

НАШИ КОНТАКТЫ



Заведующий МБДОУ

«ДС ОВ № 8»  г. Усинска

Янюшкина Юлия Александровна

Часы приёма:
Вторник с 8:30 до 11:30
Четверг с 14:00 до 18:00
__________________
Телефоны:

8 (82144) 42-6-35
8 (82144) 21-9-45
E-mail: dsov8.usinsk@yandex.ru
Адрес сайта:

http://dsov8usinsc.ucoz.ru
__________________
Юридический адрес: 169711
Республика Коми
г. Усинск
ул. 60 лет Октября, д. 34
___________________________
 
Вход в ГИС ЭО


ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ






ДРУЗЬЯ САЙТА

КРИРО В СОЦСЕТЯХ

___________________








Группа №1  https://vk.com/ds8rucheek
Группа №3  https://vk.com/ds8gr3
Группа №5  https://vk.com/club130244189
Группа №7  https://vk.com/club159790406
Группа №8  https://vk.com/club159036571
Группа №11 https://vk.com/ryabinkiusinsk
Группа №12 https://vk.com/club159434614
Литературная гостиная https://vk.com/public159656856
МБДОУ "ДС ОВ №8 г. Усинска https://vk.com/public158702391

НАША ГРУППА В Instagram

В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ

  • Приказ УО АМО ГО "Усинск" от 21 августа 2018 года №750 Об установлении платы за присмотр и уход за ребенком в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования с 1 сентября 2018 года
  • Инструкция по pa6oтe на Площадке свободного общения по вопросам профилактики девиантного поведения несовершеннолетних
  • Постановление АМО ГО "Усинск" от 20 июня 2018 года № 782 Об установлении родительской платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за ребёнком в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования на территории муниципального образования городского округа «Усинск»
  • Алгоритм действий для  родителей (законных представителей) для получения сертификата дополнительного образования детей
  • Номера телефонов, по которым население может обратиться по вопросам соблюдения прав ребёнка

  • ТЕЛЕФОНЫ ЭКСТРЕННЫХ СЛУЖБ




    ЮБИЛЕЙ ДС "РАДУГА"






    КАЛЕНДАРЬ
    «  Август 2019  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
       1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    262728293031

    АРХИВ НОВОСТЕЙ

    НАГРАДЫ САЙТА

    ОБЩЕРОССИЙСКИЙ РЕЙТИНГ САЙТОВ 2017

    Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов


    О САЙТЕ



    НАШ  ФОРУМ


    _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Copyright MyCorp © 2016

    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz