Страница 2
Воспитатель
АГАЛАКОВА НАТАЛЬЯ ТИМОФЕЕВНА,
воспитатель высшей квалификационной категории,
работает в детском саду с 2004 года.
ОПЫТ РАБОТЫ
Тема: "Экономическое образование дошкольников"
Многие удивятся услышав: «Экономика в детском саду», но именно работа с дошкольниками подтолкнула меня к этой теме. Как часто можно наблюдать, что отдавая утром маленького ребенка в группу, родитель обещает вернуться вечером с игрушкой, конфеткой и т.п. Они и сами не подозревают, что именно с этими словами начинается знакомство с экономикой. Пройдет всего лишь год и ребенок уже сам начнет заказывать, что именно ему нужно будет приобрести. Много раз приходиться наблюдать «картины» в магазине, когда дети путем крик и истерик просто требуют у своих родных купить то, что в этот момент кажется для ребенка просто необходимым. И как трудно выйти из такой ситуации достойно, когда вокруг десятки людей ждут, чем же завершится эта истории. Одним родителям приходится «вытаскивать» плачущее дитя на улицу, другие обещают купить «это» потом, а самые мудрые, на мой взгляд, пытаются рассказать о стоимости товара, о недостатке в данный момент денег, о будущей зарплате. Вот и получается, что ребенок, так или иначе, сталкивается с экономическими терминами в достаточно раннем возрасте. И создать его представление правильным можно именно в детском саду, главным условием для этого должна стать компетентность в этом вопросе воспитателя. От того, что будет заложено в детстве во многом зависит каким станет ребенок, какую профессию он выберет, как приспособится он к социальному миру взрослых, каким хозяином жизни будет он. А это – главные вопросы, которые волнуют каждого родителя. Итак, как же я знакомлю детей с экономикой.
Работаю я по программе «Детство» под редакцией Логиновой В.И., Бабаевой Т.И., Ноткиной Н.А. и др., вся моя работа выстроена на обучении детей в игре. Ребенку не навязываются какие-либо знания, а он самостоятельно путем проб и ошибок делает для себя соответствующие выводы, педагог же помогает, направляет…
Сюжетно-ролевая игра – основной метод при знакомстве ребенка с экономикой. Уже в младшей группе я начинаю играть с детьми в «Магазин», где работает продавец и продает конфеты, фрукты, молоко. Роль продавца возлагаю на себя, показывая как нужно разговаривать с покупателем. Постепенно к концу младшего возраста можно ввести условные деньги – цветные бумажки. Ребенок узнает новые для слова: продавец, покупатель, продукты, деньги. Наряду с этой игрой проводятся и другие сюжетно-ролевые игры, где ребенок знакомится с профессиями: врач, водитель, парикмахер. Любое движение проговаривается воспитателем, что крайне важно при обучении в дальнейшем.
В средней группе детского сада игра становится разнообразней. Роль продавца уже может взять на себя ребенок, но роль кассира, который выдает чеки, остается за воспитателем; продуктов, продаваемых в магазине, становится больше, их требуется взвешивать. Расширяется словарный запас: кассир, чек. Параллельно, играя в другие творческие игры этого возраста, начинает прослеживаться связь с экономикой. Так, например, в парикмахерской клиент платит деньги в кассу, в аптеке – покупают лекарство за деньги-монетки, вырезанные из любого бросового материала, главное, чтобы они были многоразового использования, яркими и не сильно мелкими.
В старшем возрасте понятие - магазин становится гораздо объемнее: «Магазин игрушек», «Магазин одежды», «Хлебный магазин» и др. Все действия, которые обыгрывались в сюжетно – ролевых играх в младшем возрасте, дети с удовольствием показывают уже самостоятельно. Роль воспитателя состоит лишь в том, чтобы давать новые термины, знакомить с новыми профессиями, направлять действия детей, наблюдая за игрой со сторон. Дети все чаще используют в играх монеты, при этом они сами с удовольствием переводили их на бумагу. Живой интерес вызвала у старших дошкольников тема «валюта», при рассматривании альбома с купюрами и монетами разных стран, кто-то из детей уже знает или слышал: «доллар», «евро».
На протяжении всего дошкольного возраста воспитание уважения к труду, людям разных профессий, ценности общественного труда – дает свои результаты. Ребенок уже мечтает о профессии, при этом аргументируя, почему он хочет быть именно машинистом, а не кем-то еще. Старший дошкольник, собираясь в школу, знает: почему невозможно купить сразу все, что хочется. Я старалась воспитать чувство сострадания в детях жалости к людям, которые попали в трудную житейскую ситуацию, которым приходится просить милостыню на улице. Рассказывала о богатых людях, как много им пришлось для этого трудиться, а для этого им необходимо было старательно учиться в школе. Думаю, что мои воспитанники вырастут чуткими и внимательными людьми.
Большое внимание я уделяю работе с родителями. Когда я рассказала им о предполагаемой мною работе, они восприняли это скептически. Но со временем, когда дети стали чаще спрашивать их о работе, о значимости ее для других людей, родители стали относиться с пониманием, что-то сами старались объяснить своему ребенку, вместе составляли семейный бюджет (план доходов и расходов) – это стало интересно всем. Уже к концу подготовительной к школе группы дети сами задавали мне интересующие их вопросы, чем иногда могли загнать в тупик потому, что вопрос требовал очень глубокого и осмысленного ответа. Благодаря моей работе дети моей группы освоили следующие практические действия:
• научились понимать слова: «доход», «семейный бюджет» и узнали об их основных и дополнительных источниках;
• знают и владеют многими экономическими терминами: «валюта», «стоимость», «кредит», «доход» и др.;
• дети стали с уважением относиться к различным профессиям, применяя их в игровых ситуациях;
• у детей повысилась самооценка, чувство собственного достоинства; они стали более самостоятельнее мыслить, расширился кругозор и активизировалась речь дошкольников.
Считаю, что введение экономического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях – это не дань моде, а, прежде всего необходимость еще в раннем возрасте дать детям представление о рыночной экономике и ее закономерностях, способность развитию самостоятельности детей.
Предлагаю вам поиграть с детьми в игру «Магазин «Все для школы» в подготовительной к школе группе, при этом решая все учебные задачи по программе обучения. Заранее оснастив условный магазин предметами, необходимыми в школе, разными по стоимости. Каждый из предметов имеет ценник, в соответствии с его ценностью.
Ребенку предлагается заработать деньги, в моем случае я назвала их «радужки». За каждое правильно сделанное задание, в зависимости от степени его сложности, я давала детям по одной или две «радужки». У детей есть выбор: либо сразу пойти в наш магазин и потратить заработанное, купив то, что он себе выберет; либо он будет копить их на более выгодную покупку в следующий раз. У детей вырабатывается чувство гордости за то, что это он купил на деньги, заработанные собственным трудом.
Отзыв по опыту работы воспитателя
Агалаковой Натальи Тимофеевны
просим оставить в гостевой книге.
|