"Горячая линия"по вопросам организации образовательного процесса в 2020-2021 учебном году в условиях санитарно-эпидемиологической ситуации по распространению новой коронавирусной инфекции Телефон: 8 (82144) 42-6-35 Обращаться с 8:00 до 17:00 к Рубаняк Татьяне Юрьевне
Сенсорная комната в ДОУ
(комната для релаксации, комната для психологической разгрузки)
В нашем МБДОУ "ДС ОВ № 8" г. Усинска функционирует сенсорная комната. Что такое сенсорная комната для ребенка, какого эффекта добивается сенсорная детская комната?
Сенсорная комната (комната для релаксации, комната для психологической разгрузки) — это специально организованная многофункциональная среда, наполненная соответствующим оборудованием, в которой каждый получает необходимые ему в данный момент световые, цветовые, звуковые, тактильные стимулы.
Благодаря этим стимулам на человека оказывается различное – как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее воздействие. В интерактивной среде сенсорной комнаты осуществляется не медикаментозное воздействие, помогающее преодолеть нервное и психическое напряжение.
Особенно большое значение окружающее пространство имеет для детей. Развитие восприятия дошкольников непосредственно связано с сенсорным воспитанием. Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей более полному, точному и детальному восприятию окружающего мира. Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств ребенка. Хорошо развитое восприятие является залогом успешного обучения ребенка в школе, а также необходимо для многих видов профессиональной деятельности взрослого человека.
Что такое сенсорная комната для ребенка, какого эффекта добивается сенсорная детская комната?
Сенсорная комната для ребенка – это идеальная обстановка, в которой ребенок не только расслабляется, но и получает новые представления о мире, новые ощущения, заряжается энергией для активной деятельности.
Сенсорную комнату называют волшебной: здесь все журчит, переливается, мерцает. В такой комнате дети забывают о своих страхах и тревогах, успокаиваются и как будто попадают в сказку. Причем не в простую, а в развивающую. Потому что, как считают специалисты, в этих волшебных комнатках дети не только отдыхают, но и... умнеют.
Нахождение в сенсорной комнате восстанавливает и сохраняет психоэмоциональное равновесие ребёнка, стимулирует психическое развитие. Игрушки развивают моторику. Благотворное влияние происходит не только за счёт сенсорных элементов, но и благодаря специально подобранной цветовой гамме интерьера и музыке (звуки природы).
Программа занятий в сенсорной комнате составлена по материалам:
Г.Г. Колос. Сенсорная комната в дошкольном учреждении. Практические рекомендации. М. 2010 г
А.В. Кокарева Использование сенсорной комнаты в коррекционной работе с детьми. «Психолог в детском саду», №4, 2008 г.
Курс занятий состоит из 17 занятий, проводимых один раз в неделю. Продолжительность занятия для II младших и средних групп составляет от 15 до 20 минут.
В старших и подготовительных к школе группах различные психологические методики с использованием сенсорного оборудования включаются в развивающие занятия.
Занятия проводятся с подгруппой детей.
Структура занятий:
1. Ритуал приветствия. Вход в сказочную атмосферу. Создание положительного настроя на занятие. 2. Основная часть направлена на решение задач программы. Она включает упражнения, игры с оборудованием сенсорной комнаты. Релаксация. 3. Ритуал прощания. Подведение итогов, обратная связь.
Цели:
1) профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок; 2) создание положительного эмоционального состояния; 3) формирование восприятия цвета, звука, ритма, согласование движений собственного тела; 4) облегчение состояния тревожности, переключение энергии тревоги в конструктивное русло; 5) формирование адекватной самооценки, преодоление застенчивости и агрессии; 6) развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом; 7) развитие памяти, речи, фантазии, оригинальности мышления.
Занятия включают комплексное использование сенсорного оборудования с проведением различных психологических методик. Это:
• игры и игровые упражнения; • дыхательные упражнения; • пальчиковые игры; • этюды; • релаксационные упражнения; • беседы; • наблюдения; • свето-, цвето-, звуко- и музыкотерапия.
Противопоказаний для работы с разными детьми в сенсорной комнате практически нет.
Оборудование нашей сенсорной комнаты:
- Музыкальное сопровождение. - Обогащение восприятия и воображения, создание психологического комфорта. - Снижение нервно-психического и эмоционального напряжения. - Релаксация: воздействие слуховых образов. - Активизация двигательной активности. - Формирование навыков саморегуляции. - Мягкое напольное покрытие. - Стимуляция тактильных и зрительных ощущений, развитие восприятия и воображения.
«Уголок уединения» (шатер с подушечками)
Развитие фантазии и воображения.
Снижение уровня тревожности.
Снижение уровня агрессивности.
Формирование навыков саморегуляции.
Игровое тактильное панно
Развитие мелкой моторики,
разнообразных ощущений,
тактильной чувствительности,
восприятия в целом.
Пузырьковая колонна с мягкой платформой
и безопасным угловым зеркалом из 2-х частей
Развитие зрительного и тактильного восприятия,
цветовосприятия, активизация внимания,
стирание из памяти тяжелых эмоций травматического события.
Релаксация в процессе представления образов.
Зеркальный шар (с мотором)
Развитие зрительного восприятия,
ориентировки в пространстве.
Создание психологического комфорта.
Снижение уровня тревожности.
Коррекция страхов.
Релаксация: воздействие зрительных образов.
Оптиковолоконный пучок «Звездный дождь
Развитие зрительного и тактильного восприятия,
цветовосприятия, активизация внимания.
Релаксация в процессе представления образов.
«Сухой душ» (светооптический)
Стимуляция тактильных ощущений,
развитие восприятия пространства,
своего тела в пространстве.
Релаксация в сочетании со спокойной
музыкой или сказками для детей.
Занятия в сенсорной комнате приносят ребятам массу позитивных эмоций, помогают снять лишнее напряжение, разрешить внутренние конфликты, лучше познать себя и окружающих. Такие занятия позволяют детям достичь психологического равновесия, а значит, создают основу для благополучного развития. И так, наша сенсорная комната помогает:
• преодолеть страхи • успокоиться; • Настроиться на позитивный лад и снизить тревожность • Развить мелкую и общую моторику • Развивать тактильные ощущения • Улучшить координацию движений и ориентацию в пространстве • Получить мощный заряд положительных эмоций
Сенсорная комната – это фантастический островок спокойствия посреди бушующего моря нашей жизни.
НАШИ КОНТАКТЫ
Заведующий МБДОУ «ДС ОВ № 8» г. Усинска Янюшкина Юлия Александровна
Часы приёма:
Вторник с 8:30 до 11:30 Четверг с 14:00 до 18:00 __________________ Телефоны: