"Горячая линия"по вопросам организации образовательного процесса в 2020-2021 учебном году в условиях санитарно-эпидемиологической ситуации по распространению новой коронавирусной инфекции Телефон: 8 (82144) 42-6-35 Обращаться с 8:00 до 17:00 к Рубаняк Татьяне Юрьевне
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №8», г.Усинска , Республика Коми
Актуальность темы в воспитании патриотических чувств у подрастающего поколения Патриотизм – широкое понятие. Это и привязанность к месту, где человек родился и вырос, и уважительное отношение к языку, и гордость за культурные и социальные достижения, и наличие прочных знаний об истории своего края, страны, и соблюдение традиций, и посвящение своей деятельности на благо и процветание Родины. Чувство патриотизма не зарождается само по себе. Любовь к Родине начинается с любви к малой родине. Одной из главенствующих задач в воспитании детей дошкольного возраста является привитие любви к Родине и родному краю, знакомство с элементарными понятиями и целенаправленная систематическая работа с детьми в условиях образовательного учреждения. В настоящее время данный вопрос как никогда актуален.
С чего же начинается формирование патриотических чувств? Естественно оно начинается в первую очередь через знакомство детей со своей улицей, улицей, на которой располагается детский сад, с объектами, расположенными в городе, его достопримечательностями–имеющими историческое значение. И конечно же нельзя упускать из вида и тот факт, что детей также необходимо знакомить с историей и бытом родного края, с образом жизни населения, в том числе и коренного населения, которые веками живут на данной территории, нося всю свою жизнь историю родного края от поколения к поколению, сохраняя многообразие национальной культуры нашей страны, помогая сохранить историю страны. Поэтому в воспитании патриотизма у детей очень важно не забывать знакомить детей с истоками своей культуры. Надо возрождать и развивать полузабытые пласты местной народной культуры, образа жизни, которая будет способствовать самоидентификации коренного населения нашей сраны и проживающих на нашей территории национальностей. Национальная, культура является важной частью патриотического воспитания. Ее вхождение в жизнь ребенка от родителей и дошкольной организации. Из этого исходит вывод о том, что, чем раньше дошкольник придет к осознанию и пониманию культуры народа, тем глубже он проникнется народными ценностями, тем крепче будет связь с малой родиной и проложит основу и желание у детей знать историю и культуру не только своей малой родины, но и многовековую историю нашей необъятной Родины, проложит основу глубокому патриотическому чувству и гордости за свою Родину.
При ознакомлении ребенка с родным краем важнейшая задача педагога состоит в том, чтобы отобрать из большого количества впечатлений, получаемых дошкольником, такие, которые ему наиболее доступны: природа, мир животных, труд людей, традиции, достопримечательности и т. д Актуальность развития познавательного интереса в области патриотического воспитания связана также с запросами общества, а именно, чем шире, глубже и содержательнее знания детей о малой родине, о его истории, культуре, природе, занятии ,тем более успешными они окажутся в воспитании любви к родному краю и Родине.
При работе с детьми, наиболее запоминающимися и действенными являются такие методы и формы работы с дошкольниками, где они сами являются непосредственными и активными участниками. Один из таких методов- проектная деятельность, которую может использовать воспитатель в воспитательно - образовательном процессе, в том числе по патриотическому воспитанию. В процессе проектной деятельности ребенок не только получает определенные знания о своем районе, крае, стране, но и является активным участником этого процесса, маленьким исследователем информации о своей родине, родном крае и носителем данной культуры, традиций своего района, края, страны и глубоких патриотических чувств к родной земле.
В своей работе с детьми мы, воспитатели Абидова Асият Кадировна и Кощевец Наталья Яковлевна используем по всем направлениям проектную деятельность. Один из проектов по патриотическому воспитанию детей представлен далее.
Информационно – ориентированный , творческий проект по патриотическому воспитанию детей
«Народные промыслы коми народа»
Тип проекта:
• Информационно – ориентированный, творческий.
Участники проекта:
• Дети старшей группы, воспитатели, родители. Срок проекта:
• Долгосрочный
Актуальность для детей
Дети имеют уже базовый уровень знаний о родном крае, ее достопримечательностях, городах, о том, где работают родители и чем они занимаются. Возникла необходимость знакомить детей и с традиционным занятием коренного народа, промыслом коренного населения нашей республики, в частности - охотоводством и оленеводством. Это позволит детям глубже понять историю своего края и почувствовать себя частью коми земли. Актуальность для родителей
Обусловлено большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у ребенка в современном обществе посредством ознакомления его с особенностями культуры, традиций, быта, промыслом нашей республики. Привлечь родителей в воспитательный процесс и формировать у них чувство ответственности по патриотическому воспитанию детей. Методы и приёмы.
Чтение произведений, вопросы, рассматривание иллюстраций, мультфильмов, видеороликов, презентации, творческая деятельность детей, родителей, воспитателей.
Цель:
- познакомить детей с основным промыслом коренного населения республики Коми;
- создание условий для развития творческой активности детей в познании родного края. Обогащение развивающей среды с помощью родителей (костюмы, маски, наглядный материал).
Задачи: Образовательные:
форрмировать у детей понятие об особенностях национальных промыслов народа Коми;
• расширять представления детей о своей республике, обогащать багаж знаний детей более подробной информацией о родном крае;
• расширять представления детей о промыслях коми народа;
• активизировать познавательную активность детей;
• активизировать словарь детей;
• учить строить диалог в процессе разыгрывания героев разных сказок и легенд;
• учить использовать «сказочные» языковые средства, пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния;
Развивающие:
• развивать устойчивый интерес к родному краю;
• развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников;
• развивать произвольное внимание, память, наблюдательность, фантазию, быстроту реакции, инициативность и выдержку, умение делать определенные выводы;
Воспитательные:
• Воспитывать уважение к своему народу, любовь к Родине и гордость за неё;
• Воспитывать в детях патриотическое чувство;
• Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
• Воспитывать уважительное отношение к труду людей, ценность людей разных профессий в жизни общества.
Предполагаемый результат:
Для педагогов:
• создание качественной предметно-развивающей среды для расширения представления детей о своей республике;
• пополнение атрибутами мини-музея о родном крае;
Для воспитанников:
• создание благоприятных условий более глубокого изучения родного края;
• развитие речи, мимики, жестов, движений;
• развитие компетентности, инициативы, активности, самостоятельности.
Для родителей:
• желание родителей участвовать в совместных мероприятиях ДОУ;
• повышение статуса патриотического воспитания в семье через творческое сотрудничество.
Механизм реализации проекта Предварительная работа.
1. Поисковая работа по теме проекта, подобрать информацию по теме.
2. Составление анкеты для родителей «Как можно формировать у детей патриотическое чувство».
3. Подбор художественной литературы по теме проекта – Коми народные легенды, былины, сказки: «Яг морт», «Йиркап», «Марпида царевна», «Пера- богатырь», «Чукля» т.д.
4. Подбор книжек для рассматривания с детьми иллюстраций с изображением быта оленеводов, охотников.
5. Подбор иллюстраций для знакомства детей с костюмами Коми народа.
6. Подбор материала «Растительный и животный мир республики Коми»
7. Изготовление и поиск костюмов к фестивалю коми сказок и легенд
Основные этапы реализации проекта.
1. Подготовительный этап. Определение темы.
• изучение знаний и потребностей детей по этой теме;
• составление плана воспитательно – образовательной работы с детьми;
• знакомство родителей с планом работы по проекту, обсудить помощь, которая ожидается от родителей на этапах по реализации проекта.
2. Основной этап реализации проекта.
№
Названия мероприятий
Практическая деятельность детей
Предварительная работа детей, родителей и воспитателей
октябрь
Беседа на темы:
«Наша малая Родина- республика Коми»
«Коренное население нашей республики»
«Что такое народный промысел?»
«Жизнь народов коми в далеком пршлом»
Просмотр презентаций по темам бесед
Дети рассматривают папки с иллюстрациями, картинки на тему, рассуждают, высказывают свое мнение по темам бесед.
Воспитатели и родители заранее приготовили демонстрационный материал, дети понаблюдали за бытом и трудом людей в деревнях( У кого родственники в деревнях)
ноябрь
Беседа «Оленеводство и охотоводство-основные промысли коми народа в республике Коми»
Беседа «Значение охотоводства в жизни людей»
Рассматривание предметов утвари охотоведов коми
Дидактические игры «Промысловые птицы и животные коми края»
Подвижная игры «Охотники и зайцы»
Рассматривают иллюстрации про охотников
Рисуют, охотников для составления альбома иллюстраций по теме, лепят охотников, зверей, птиц, на котрых могут охотится охотники
Родители распечатали и приготовили иллюстрации об охотниках- охотоведах
Воспитатели обрабатывают информацию об охотниках нашей республики в доступной форме для детей старшей группы и создают папки с информацией и иллюстрациями об и охотниках ( Образ жизни, одежда, обувь, быт, аксессуары, орудия труда и т.д.)
декабрь
Чтение сказки «Пера богатырь»
Беседа по сказке
Составление рассказов «Если бы я был охотником»
Дидактическая игра «Собери картинку»
Рассматривание иллюстраций к сказке
Рисование, лепка Пера богатыря
Сюжетно- ролевая игра «Пера-богатырь и Зарань»
Воспитатели заранее готовят иллюстрации к сказке, раскраски Пера богатырь
Приготовили костюмы к сюжетно- ролевой игре
январь
Чтение легенды «Йиркап»
Рассматривание иллюстраций к легенде
Просмотр мультфильма Йиркап
Беседа по теме «По тропам Йиркапа» (о животном и растительном мире коми края
Викторина «По тропам Йиркапа»
Дидактические игра «Придумай свою концовку к легенде»
Дети рисуют по легенде, лепят
рассматривают иллюстрации к легенде
Играют в сюжетно ролевую игру «Охотники»
Родители приготовили костюм Йиркапа, костюмы промысловых животных и птиц коми
февраль
Беседа «Оленеводы»
Рассматривание традиционной одежды, орудий труда, жилища, быта, аксессуаров оленеводов
Просмотр презентации и видеороликов об оленеводах коми края
Подвижная игра «Стой олень»
«Оленеводы»
«Прыгание через нарты»
Рисуют оленеводов
Творческие работы «Украсим малицу»
«Украсим чум»
Коллективная лепка «Стойбище оленеводов»
Сюжетно-ролевая игра «Оленеводы»
Коллективное придумывание сказки об оленеводе
Родители и воспитатели приготовили папку с информацией и иллюстрациями об оленеводах»
Воспитатели приготовили презентацию об оленеводах
Родители помогли сделать атрибуты, чум к сюжетно- ролевой игре
март
Чтение сказки «Оленеводы и Келе»
Беседа по прочитанному
Рассказы детей
«Если б я был оленеводом»
Дидактическая игра «Узнай по описанию»
Экскурсия в краеведческий музей «Моя республика»
Рисование Оленеводы и Келе
Придумывание вариантов сказки «Если б я была Келе»
Воспитатель готовит сказку, готовит беседы по сказке.
апрель
Беседа о традициях оленеводов,
о праздниках оленеводов
Участие в общесадиковском празднике «Зарни сюр»
Подвижные игры,
Игры эстафеты «Перетягивание канатов» «Ловля оленей» «Прыгание через нарты» ит д
Дети активно играют в игры, которые играют оленеводы во время традиционных праздников
Играют в сюжетно- ролевую игру «Праздник оленевода»
Родители участвуют в празднике «Зарни сюр» Готовят коми блюда, участвуют в эстафетах, поют коми частушки
май
Фестиваль по сказкам и легендам об охотниках и оленеводах республики Коми
Выпуск фото-презентации по проекту и просматривание его вместе с детьми
Дети выбирают себе роли, договариваются кто кем будет и обыгрывают
Воспитатель помогает детям выбрать роль, какие действия он совершает
Оформление и пополнение мини- музея атрибутами, наработанными во время проекта
Дети и родители помогают воспитателю расставить декорации для обыгрывания детьми
Родители готовят блюда коми народа
Родители рассматривают презентацию по пройденному проекту на сайте группы
3 Заключительныйэтап
• пополнить мини – музей «Моя республика» материалом по теме, оформить его;
• пригласить детей старших и подготовительных групп посетить наш мини – музей.
НАШИ КОНТАКТЫ
Заведующий МБДОУ «ДС ОВ № 8» г. Усинска Янюшкина Юлия Александровна
Часы приёма:
Вторник с 8:30 до 11:30 Четверг с 14:00 до 18:00 __________________ Телефоны: