Приобщение детей к коми национальной культуре
через музейную педагогику

Давайте детям больше созерцания
общего человеческого, мирового,
но преимущественно старайтесь
знакомить их с этим через родные
и национальные явления.
В.Г. Белинский.
Освоение человеком художественной культуры, знакомство его с традициями своего народа – процесс сложный и длительный, длящийся на протяжении всей жизни. И чем раньше начнется это приобщение к культуре, тем больше возможностей научить ребенка воспринимать искусство, понимать и принимать традиционную культуру, научить его бережному отношению к памятникам культуры и музейным ценностям, к памяти прошлого своего народа.
Взаимосвязь между музейной педагогикой и этнокультурным образованием представляют две грани единого процесса формирования личности, обладающей необходимыми качествами для жизни в современном обществе, воспитанию толерантности, системы ценностных ориентиров, развитию исторического и этнического самосознания. Изучать родную культуру, ее традиции, обычаи, художественное наследие дошкольникам легче и интересней в детском музее.
Приобщение детей к традиционной и историко-художественной культуре легче всего происходит через музей. При условии, что музей – это не хранилище вещей и предметов, не экспонаты за стеклом, а пространственная среда для фольклора, изучения детьми языка, ремесел, традиций, художественного наследия.
В музее совпадают цели музейной педагогики и этнокультурного, художественно – эстетического и патриотического воспитания - формирование духовно развитой личности, возрождение, изучение и развитие традиционных культур путем погружения ребенка в собственную культуру, сравнения с искусством и культурой других народов.
Еще в 20-е годы ХХ столетия русским педагогом А.У. Зеленко был разработан проект создания Детского музея-дворца. Основываясь на том, что ребенок познает мир через все органы чувств, и радость его от впервые виденного, ощупанного, испробованного, несравненно ярче, чем у взрослых, а потребность в таких ощущениях сильнее, он считал, что детский музей должен строиться на основе чувственных восприятий.
В 2006 году в нашем МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 8» г.Усинска открылся краеведческий мини-музей «Гажа горнича» («Веселая горница»), как центр приобщения детей к коми национальной культуре.
Музей существует как центр художественно-эстетического и патриотического воспитания. Руководитель музея Гилязова Е.А. – воспитатель по краеведению.
Цель деятельности музея: зажечь искорку любви и интереса к жизни коми народа в разное историческое время и его культуре, к природе родного края.
Музей - это особое место, созданное для детей. Все предметы в нем доступны ребенку.
Само посещение музея превращается в интереснейшее занятие: можно узнать об экспонатах много нового, сделать похожие, поиграть с ними...
Интерьер музея постоянен. Меняются лишь отдельные декоративные элементы, отражающие сезонные изменения и передвижные экспозиции.
Музей представлен двумя отделами: экспозиционная и фондовая комната. Организованы постоянные и передвижные экспозиций. В музее проводятся занятия по краеведению с детьми старших и подготовительных групп – 36 занятий в год, занятия студии коми языка – 72 занятия в год, занятия краеведческого кружка – 36 занятий в год.
В музее можно увидеть 7 постоянных экспозиций:
-
- Наша республика на карте;
-
- Мы и наша страна;
-
- Государственная символика России и республики Коми;
-
- Что прячется в сенях;
-
- Женские руки не знают скуки;
-
- Хорошему гостю - хозяин рад;
-
- Что есть в печи - на стол мечи.
И передвижные экспозиции:
-
- Путешествие в прошлое жилища;
-
- Путешествие в прошлое одежды;
-
- Путешествие в прошлое посуды;
-
- Мой город – Усинск
Дети не просто рассматривают экспонаты, но и с большинством из них могут поиграть, подержать их в руках, примерять на себя коми костюм, полистать альбомы с репродукциями.
В музее проводится цикл интегрированных занятий (краеведение, коми язык, изобразительная деятельность) на материале экспозиций по темам: «Интерьер коми избы»; «Что прячется в старинном сундуке»; «Игрушка, игрушечка»; «Посуда расскажет о своем рождении»; «Большая и малая родина»; «Умелые руки не знают скуки»; «Мы и наш огромный мир» и др. Все это способствует воспитанию любви, интереса к коми языку.
Для комплексного приобщения детей к исторической этнокультуре народа коми используются исследования кандидата педагогических наук Л.Д. Вавиловой, которые помогают знакомить детей с коми национальной культурой через декоративно-прикладное искусство, сказки, народные мелодии и танцы. Это направление деятельности отражается в организации работы студии дополнительного образования "Югоръяс", в которой с большим интересом и желанием занимаются дети с 4 до 7 лет. Работа в студии дополнительного образования "Югоръяс", обеспечивает и углубляет знания у дошкольников в речевом общении на коми языке, воображение, мышление, расширяет кругозор.
Курс занятий студии разработан как дополнение к обязательным занятиям по коми языку, входящих в базисный учебный план.
Неоценимую помощь в организации работы музея оказывают и педагоги и родители. Они не только пополняют фонды музея, но и непосредственно участвуют в различных мероприятиях, посещают занятия. Частые гости нашего мини – музея дети школ и других детских садов города Усинска.
Технология музейной педагогики позволяет знакомить и детей и взрослых с коми историей, культурой, бытом в форме интересных экскурсий и занятий на материале этнографической экспозиции «Коми изба». Материалы экспозиции знакомят с колоритом коми народного быта и традиционными предметами обихода, утвари, посуды, изделиями декоративно – прикладного искусства, которыми украшали дом в старину: вышивкой, берестой. Как и в других экспозициях, большая часть материалов представлена для пользования детей.
Занятия и экскурсии проводятся по следующим учебным пособиям: Е.И. Пантелеева «Родник», Л.Д. Вавилова «Ознакомление с коми краем», Л.В. Пантелеева «Музей и дети». На занятиях звучат народные песни, дети играют в традиционные игры, просматривают видеофильмы по народному календарю.
Дети очень любят занятия в музее, и мы стараемся строить работу так, чтобы они загорелись желанием увидеть, услышать, потрогать, попробовать, а также совершить собственные открытия и что-нибудь сделать своими руками.
В детском саду проводятся фольклорные «посиделки», досуги, театрализованные представления, экскурсии, интегрированные занятия…
Традицией мини-музея стали такие народные праздники как день Кузьмы и Демьяна, рождество, колядки, гадания, масленица, пасха, во время которых проходят народные игры и чаепития.
Часты встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, деятелями, культуры, искусства. Использование таких форм превращает наш музей «Гажа горнича» в центр духовно – нравственного, этнокультурного воспитания детей, приобщения их к истокам традиционной коми народной культуры, воспитания их в духе любви к своей Родине, к Республике, к ее культуре, истории, традициям, художественному наследию.
Для эффективной работы музея разработана дополнительная программа деятельности музея. Данное пособие представляет собой богатейший материал по созданию музея в условиях детского сада, включающего перечень необходимых документаций и инструкций по их ведению, примерные планы работы, конспекты занятий и экскурсий.
По итогам V Республиканской выставки «Школа - 2008» дополнительная образовательная программа этнографического мини-музея «Гажа горнича» получила Диплом III степени победителя конкурса «Инноватика в образовании». Опыт работы по организации музея был распространен на международном уровне – на конференции «Функционирование финно – угорских языков в современных условиях», которая проходила в 2009 в г. Сыктывкаре Республики Коми.
Итак, работа МБДОУ «ДС ОВ № 8» г.Усинска по приобщению детей к коми национальной культуре через музейную педагогику – это целая воспитательно - образовательная система, в которой музейная педагогика облегчает ребенку вхождение в сложный мир искусства, погружает его в мир традиционной культуры, историко-художественного наследия.